В поход за металлом! — суббота, 13 февраля 2010-го

Невиданная машина

В одной ленинградской газете было не так давно напечатано вот что:

«На заводах Югостали будет установлена печь «Блюминг» с невиданной в СССР производительностью».

Вот уж действительно пальцем в небо. Блюминг вовсе не печь, и не похож даже. И если у нас еще не все знают, что такое блюминг, так это оттого, что у нас мало машин, мало заводов. Но скоро не то что сотрудник газеты, любой школьник будет знать, что такое блюминг.

Далее...

В поход за металлом! — суббота, 13 февраля 2010-го

Пироги из угля и руды

Когда рвут руду, получаются и большие куски, получается и мелочь. Мелочь не годится для доменных печей. Если ее засыпать в печь, мелкие куски руды заполнят все промежутки между большими кусками, и печь погаснет. Это все равно что насыпать в самоварную трубу вместо крупных кусков угля — угольный порошок.

Но куда девать мелочь?

Далее...

В поход за металлом! — пятница, 12 февраля 2010-го

Гора, которая будет съедена

Гора Атач — одна из четырех вершин Магнитной горы. В склонах вырублены ступени. Каждая ступенька высотой в 8 метров.

По ступенькам проложены рельсовые пути, по путям движутся взад и вперед электрические поезда. В тупиках работают экскаваторы — перегружают только что взорванную руду в вагоны. Это будущий Магнитогорский рудник. Сейчас гора Атач еще не изъедена уступами. Но скоро придут рабочие с бурильными станками и динамитом. Затрясется гора Атач от тяжелых ударов.

Далее...

В поход за металлом! — пятница, 12 февраля 2010-го

Там, где кочевал казах

«Магнитная гора. Это не одна, а четыре горы. От подошвы начинается степь. У подножия «кош» — юрта кочующего здесь летом киргиза. Железная руда залегает сплошными глыбами, по 3 — 4 метра в длину, по 2 метра в ширину и высоту. Руда превосходного качества, почти без вредных примесей. Перерабатывается руда на Белорецком заводе. Завод за год едва успевает перерабатывать то, что добывается в две-три недели. Громадные запасы руды лежат нетронутыми».

Это отрывок из книги по географии, которая была издана за несколько лет до революции.

Далее...

В поход за металлом! — пятница, 12 февраля 2010-го

Что говорит Клемит?

Клемит — американский инженер. Когда-то он был подручным в мартеновском цехе. Сейчас это один из самых опытных американских металлургов, знаток металла.

Его пригласили в СССР для того, чтобы он помог нам своим опытом и знаниями.

Что же говорит инженер Клемит?

Он говорит:

«Металлургия в СССР находится в младенческом возрасте, несмотря на то, что имеется несколько старых заводов. Металлургия в СССР еще не начиналась. Поэтому вы счастливы, что можете строить с самого начала».

Далее...

В поход за металлом! — пятница, 12 февраля 2010-го

Когда тысяча больше двух тысяч?

Значит, ясно, с какой стороны ни подойди, большой завод выгоднее. На большом заводе и машин больше, и лучше они.

Но есть еще одна вещь на большом заводе, которую не всякий заметит. На большом заводе больше порядка, меньше суеты, у каждого свое дело. Один оттачивает инструмент, другой им работает. Один загоняет болт, другой завинчивает гайку.

Далее...

В поход за металлом! — пятница, 12 февраля 2010-го

Ноги — для метров, паровозы — для километров

А расстояния! Маленький завод можно в пять минут обойти. А большой завод — это иной раз целый город. На маленьком заводе никто шагов не считает. А на большом заводе попробуйте-ка прокатить вагонетку с одного конца на другой.

Прямой расчет — положить шпалы и рельсы, пустить паровозы, электровозы, электрические тележки. Ноги для метров, паровозы для километров.

В поход за металлом! — четверг, 11 февраля 2010-го

Рука для килограммов, краны для тонн

На маленьком заводе надо перетаскивать грузы, и на большом заводе тоже надо перетаскивать грузы. Но на большом заводе надо таскать тонны, а на маленьком заводе — килограммы. Килограммы можно и руками переносить, а для тонн нужны подъемные краны.

В маленькой мастерской ставить подъемный кран нет смысла. Взял да понес. Ведь не будете же вы у себя в комнате перетаскивать книги со стола на полку краном. Другое дело — большой завод. Там без крана вы будете как без рук. Если там все таскать на себе, сколько надо на это ухлопать и труда и времени! Да и не подымешь иной раз, как ни пыхти.

Значит, большой завод еще и тем выгоднее, что на нем есть расчет ставить подъемные краны и всякие другие приспособления.

В поход за металлом! — четверг, 11 февраля 2010-го

Когда нельзя пользоваться таблицей умножения

Решите такую задачу. Есть два завода. Один маленький, другой — во сто раз больше. Маленький завод сжигает в час 80 кг угля. Сколько угля сжигает большой завод?

Я знаю, как вы будете решать эту задачу. Вы возьмете 80 и помножите на 100. Получится 8000. Ответ: 8000 кг в час.

80×100 = 8000

Верно это?

Неверно. Совсем неверно.

Далее...

В поход за металлом! — четверг, 11 февраля 2010-го

Зачем гиганты?

Но зачем же непременно гиганты? Только и слышишь: завод-гигант, совхоз-гигант. Помешались все на гигантах, что ли? А может быть, маленькие заводы выгоднее? Ведь это надо проверить. Нельзя же все принимать на веру.

Ну так вот, для чего же нам заводы-гиганты?

Электрическая страна — четверг, 11 февраля 2010-го

Электрическая страна

Со временем мы все комбинаты свяжем общей электрической сетью. В первую очередь мы протянем электрические провода из Днепростроя в Донбасс. Днепрострой и Донбасс дружно возьмутся за руки. Когда у Донбасса будет нужда в токе, ему поможет Днепрострой. Когда Днепрострою нужен будет ток, ему поможет Донбасс. А это будет случаться каждый год.

Весной, когда на поверхности земли разливаются реки, подземные воды тоже начинают буянить — заливать шахты. День и ночь работают электрические насосы — откачивают воду.

Далее...

Электрическая страна — среда, 10 февраля 2010-го

Союз заводов

Возьмите циркуль, нарисуйте на карте круг радиусом в 500 километров. Если в центре вы построите большую электростанцию, она может питать энергией все заводы, которые лежат внутри круга.

Что же получается?

Получается союз заводов. И в сердце союза — электростанция.

По пятилетнему плану мы строим десятки районных электростанций. Каждая из них будет центром союза заводов — «комбината».

Далее...

Электрическая страна — среда, 10 февраля 2010-го

Одна или сто?

По-моему, одна большая станция выгоднее сотни маленьких.

Ведь вы подумайте: для маленьких нужно будет сто зданий построить, а для большой — только одно.

Для маленьких станций нужно будет провести сто железнодорожных веток для подвозки угля, а для большой — одну.

Далее...

Уголь работает — среда, 10 февраля 2010-го

Железные богомолки

Мы уже купили за границей много насосов-качалок (их на промыслах зовут «богомолками») и много других машин. А за эти пять лет купим еще больше.

Горький побывал недавно на промыслах и говорит, что их узнать нельзя.

«По необозримой площади промыслов ползают, позвякивая сцеплениями, железные тяжи; вышек стало значительно меньше, но повсюду качаются неуклюжие «богомолки», почти бесшумно высасывая нефть из глубин земли. В деревянном сарайчике кружится на плоскости групповой привод, протягивая во все стороны, точно паук, длинные железные лапы... Рабочих, облитых черным жиром, не видно нигде... не слышно истерических криков и воя начальства, только лязгает, поскрипывает железо тяжей, и кланяются земле «богомолки».

Далее...

Уголь работает — вторник, 9 февраля 2010-го

Пруды из нефти

«Было неестественно душно, одолевал кашель, я чувствовал себя отравленным. Плутая в лесу вышек, облитых нефтью, видел между ними масляные пруды зеленовато-черной жидкости, пруды казались бездонными. И земля, и всё на ней, и люди — обрызганы, пропитаны темным жиром, всюду зеленоватые лужи напоминали о гниении, песок под ногами не скрипел, а чмокал».

Далее...

Уголь работает — вторник, 9 февраля 2010-го

Зеленый уголь

Зеленый уголь — торф — выручил Москву. Выручит он нас и сейчас, поможет выполнить пятилетку. Ведь у нас торфа огромные запасы, первые в мире. И под Ленинградом и пол Москвой тянутся на десятки километров торфяные болота. Мох, кочка, вода, скрюченные низкорослые березки, изредка черные клетушки-избы да грязные проселочные дороги, по которым можно проехать только в самое сухое время. Страна торфа. Мы ее должны завоевать. Но этого нам не сделать без машин. Ведь у нас до сих пор еще во многих местах копают торф, как в старину, лопатами. До сих пор еще кое-где месят торф ногами: накидают торф в яму, нальют воды и лезут в одних рубахах месить торфяное тесто.

Далее...

Уголь работает — вторник, 9 февраля 2010-го

Торф спасает Москву

В 1918 году Москва была отрезана от Донбасса. Подвоза угля не было. Московские электростанции жгли остатки своих запасов. И только одна станция работала без перебоев и спасала Москву, станция «Электропередача». Она работала на торфе. А торфа вокруг Москвы сколько угодно.

Далее...

Уголь работает — вторник, 9 февраля 2010-го

Шахты около Москвы

Значит, всюду, где это возможно, надо заменять дрова другим топливом.

Как же быть с ленинградскими и московскими заводами? Придется уголь везти из Донбасса. Но нет ли у нас на севере какого-нибудь другого топлива, которым можно было бы хоть частью заменить донецкий уголь?

Спросим разведчиков. Что они нам скажут?

Далее...

Уголь работает — вторник, 9 февраля 2010-го

Можно ли жечь дерево?

А ведь леса жечь нельзя. Дерево — не топливо, а ценный материал. Не истреблять деревья нужно, а сажать новые. Из дерева делают балки, стропи-ла, шпалы, мачты, оконные и дверные рамы, бочки, мебель. Из дерева делают бумагу, искусственный шелк, искусственную кожу, ленты для кино. Из дерева добывают древесный спирт, уксусную кислоту и еще сотни других веществ.

Лет через пятнадцать — двадцать никому и в голову не придет жечь такое ценное сырье. Слово «дрова» будет попросту забыто.

Далее...

Уголь работает — понедельник, 8 февраля 2010-го

Сырье из мяса и костей

Угля нам хватит. Но вот о чем мы не подумали.

Где у нас больше всего заводов и фабрик? В Ленинграде, в Москве, на Урале, на Украине.

А где у нас уголь?

Далеко на юге — в Донбассе, и еще дальше — в Сибири, в Кузбассе.

Далее...

Уголь работает — понедельник, 8 февраля 2010-го

Что нужно еще, кроме машин и электрического тока?

Чтобы поднять добычу угля, нужны машины, нужен ток. Но нужно еще что-то. Вот у нас в Донбассе есть уже и машины и ток, а везде ли хорошо идет работа?

Не везде.

Отчего же?

Причин много. Вот, например, врубовые машины в шахтах часами стоят без дела. Подрежет врубовая машина уголь и ждет, пока его уберут. А на это уходит много времени.

Далее...

Уголь работает — понедельник, 8 февраля 2010-го

Заставим мертвых работать

Сколько же угля даст нам по пятилетнему плану в 1932/33 году переделанный, новый Донбасс?

521/2 миллиона тонн.

А сколько нам нужно?

По меньшей мере 75 миллионов.

Значит, все-таки не хватит.

Откуда же мы возьмем недостающий уголь?

Спросим разведчиков.

Далее...

Покорение воды и ветра — понедельник, 8 февраля 2010-го

Три рабочих дня за копейку

Что нам даст Днепрострой, когда Днепр будет наконец побежден?

На Днепре будет установлено девять турбин. Каждая турбина будет мощностью в 90 тысяч лошадиных сил! Днепрострой — это 810 тысяч лошадиных сил.

Можно считать, что мощность сильного человека — 1/20 лошадиной силы. Значит, Днепрострой — это 16 миллионов механических рабочих. И эти механические рабочие будут работать за ничтожную плату.

Далее...

Покорение воды и ветра — воскресенье, 7 февраля 2010-го

Огонь под водой

Резать сталь, да еще под водой! Этого никто на Днепро-строе не умел. Пришлось выписать из Ленинграда водолазов-автогенщиков. Автогенщик режет не ножом и не пилой, а газовым пламенем. Пламя это удивительное: оно пережигает сталь и не гаснет под водой.

Спустились водолазы на дно Днепра с зажженными горелками, принялись резать стальную стену. На это ушло несколько дней. Потом привязали к стальным сваямканаты. Поставили на борту баржи одиннадцать лебедок и потащили.

Далее...

Покорение воды и ветра — воскресенье, 7 февраля 2010-го

Как река опрокинула стальную стену

Но еще большее несчастье произошло 12 июля 1928 года. На перемычке правого котлована шла работа: забивали рядом с деревянной перемычкой стену из стальных свай. Работали два больших крана. Работали точно и быстро, как два огромных человека. Взяв из груды свай одну сваю, кран высоко подымал ее, опускал на место и забивал до отказа паровым молотом. Потом опять поворачивался назад за следующей сваей. Около часу дня оставалось поставить последнюю угловую сваю.

Далее...

Покорение воды и ветра — воскресенье, 7 февраля 2010-го

Река, расступись!

Работы ведутся на сухом месте — на обнаженном дне реки. Как же это заставили Днепр расступиться? Ведь это только в сказке можно сказать: «Река, расступись!»

Это сделали так: отгородили часть реки временными деревянными перемычками и потом сильными насосами выкачали из середины воду. Дно обнажилось, а тогда работай на дне реки, как на суше! Но реке это не нравится. Перемычка у нее как кость в горле. Промыть перемычку, ворваться в котлован, утопить людей и машины! И был случай, когда реке удалось прорваться. Это случилось 24 июня 1928 года. Внезапно промыло низовую перемычку. Вода ринулась внутрь котлована. В какой-нибудь час огромный котлован наполнился водой. Люди едва успели спастись и спасти машины. Спустили водолазов узнать, в чем дело. Оказалось, что река промыла под перемычкой огромную дыру — в 10 квадратных метров. С трудом заложили эту дыру мешками с соломой и щебнем. А потом принялись откачивать воду. И двадцать семь дней пошло на откачку воды. Двадцать семь дней пришлось исправлять то, что река сделала в один час.

Покорение воды и ветра — воскресенье, 7 февраля 2010-го

Война с рекой

Покорить ветер — трудная задача. Еще труднее заставить работать воду.

У нас в стране много горных и равнинных рек.

Эти реки могли бы дать нам 65 миллионов лошадиных сил. Но заставить реку работать — это совсем не так легко. Человеку приходится воевать с рекой, как укротителю с диким зверем. Зазеваешься, промахнешься, и зверь накинется на тебя и растерзает. Мы все читаем и слышим, что вот на Днепре строится большая электрическая станция. Нет такого человека в СССР, который не слыхал бы о Днепрострое.

Далее...

Покорение воды и ветра — воскресенье, 7 февраля 2010-го

Что нам может дать ветер?

В Москве, на Вознесенской улице, есть странное здание. Оно бы не казалось странным, если бы не высокая башня, которая примыкает к зданию с правой стороны. Башня четырехугольная, глухая, почти без окон. А на ней стоит другая башня, сквозная, из железных балок. И на самом верху этой второй башни вертится, как флюгер, что-то большое и непонятное, похожее на самолет какой-то невиданной формы. Здесь — отдел ветряных двигателей ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Здесь изобретают ветряные двигатели. И то, что вертится на башне, — это новый ветряк ЦАГИ.

Далее...

Завоеватели своей страны — суббота, 6 февраля 2010-го

Рабочие-великаны

Есть великан-землекоп. У него всего одна рука, но эта рука длиной в двадцать метров. В руке у землекопа лопата. Это, пожалуй, даже не лопата, а огромный совок, или черпак с длинной рукояткой. В будке семь электромоторов — и один человек. Для каждого движения у землекопа — особый мотор, как будто особаямышца.

Далее...

Разведчики пятилетки — суббота, 6 февраля 2010-го

Каждый школьник должен быть разведчиком

Каждый школьник мечтает о путешествии в далекие страны — в Африку, в Индию.

Но зачем ехать так далеко? Знаете ли вы ту местность, в которой вы живете? Можете ли вы сказать, есть ли в ваших местах торфяные болота, строевой лес, известняки, фосфориты, кирпичная и горшечная глина, строительный песок?

Вы этого, конечно, не знаете.

Далее...

Разведчики пятилетки — суббота, 6 февраля 2010-го

Что говорят разведчики

Что же они говорят? Удалось ли им что-нибудь открыть?

Они говорят, что мы еще совсем не знаем нашей страны. Они говорят, что наша страна еще не открыта.

В Карелии, за Полярным кругом, среди тундры они нашли огромные Хибинские горы. И знаете, из чего эти горы? Из самого ценного сырья — из нефелина и апатита. Нефелин даст нам стекло. Нефелином мы будем дубить кожу. Апатит нам даст суперфосфат — удобрение для наших полей. И этого сырья там десятки, сотни миллионов тонн.

Далее...

Две страны — пятница, 5 февраля 2010-го

СССР и США

У нас мало механических рабов. У каждого американского рабочего 230 механических помощников. А у каждого советского рабочего в начале пятилетки было только 20 механических помощников.

Но зато у нас механические помощники принадлежат не м-ру Фоксу и не м-ру Поксу, а рабочим. А это сразу меняет дело. Рабочим нет расчета ломать автомобили, рабочим нет расчета выливать молоко в речку, сжигать рожь вместо угля, уничтожать мешки с огурцами. Рабочий понимает, что автомобиль, молоко, рожь, огурцы — это труд. Чтобы был автомобиль, нужно, чтобы кто-нибудь его сделал. Так зачем же тратить напрасно труд и время?

Далее...

Две страны — пятница, 5 февраля 2010-го

Сумасшедшая страна

Из Вашингтона вышел поезд: паровоз и тридцать вагонов Вагоны были доверху нагружены арбузами. Арбузы были спелые, крепкие, и каждый стоил 25 центов — полтинник на наши деньги. Поезд быстро шел на север.

У берега реки Потомак, там, где полотно проходит над откосом, поезд остановился. Какие-то люди засуетились у одного из вагонов.

Далее...

Две страны — пятница, 5 февраля 2010-го

Что бывает, когда работают без плана

У мистера Фокса завелись деньги — миллион долларов. Но деньги не должны лежать без дела. Мистер Фокс просматривает газеты, советуется с друзьями, нанимает агентов. Агенты с утра до вечера бегают по городу, высматривают, выспрашивают. Куда девать деньги мистера Фокса?

И наконец дело найдено. Шляпы! Вот что надо делать. Шляпы идут хорошо, люди богатеют.

Далее...

О чем будет речь — четверг, 4 февраля 2010-го

Трудная задача

Рассказать своими словами о великом плане — трудная задача. Передать в небольшой книжечке то, что изложено на 1680 страницах цифр, таблиц и кратких пояснений, — разве это мыслимое дело? Ведь тысячи людей работали над пятилетним планом, а я хочу один сказать обо всем.

Чтобы обо всем рассказать, надо было бы побывать везде, где идет стройка, все увидеть своими глазами.

Далее...

О чем будет речь — четверг, 4 февраля 2010-го

Что можно увидеть в цифрах

На берегу большой реки вдребезги разлетаются скалы. Страшные машины, похожие на допотопных животных, карабкаются по ступеням гигантской лестницы, высеченной в горе.

Новая река появляется там, где ее не было, река длиной в 100 километров.

Новое огромное озеро возникает вдруг на том месте, где раньше было болото.

Далее...

Как автомобиль учился ходить — четверг, 4 февраля 2010-го

Автомобиль, который умеет ходить

Посмотрите на автомобиль «ЗИС-110». В нем нет ничего лишнего. Весь он прямой как стрела. Даже когда он стоит, кажется, что он летит. А какой он удобный, сильный, вместительный!

Сравните его со всеми автомобилями, которые нарисованы на этих страницах. Вы увидите, что за сто лет автомобиль много раз менялся. Были у него ноги — пропали. Был паровой котел — исчез. Торчали на крыше трубы — теперь их нет. Был он похож сначала на паровоз, потом на извозчичью пролетку, а теперь он похож только на самого себя.

Далее...

Как автомобиль учился ходить — среда, 3 февраля 2010-го

Победа

И вдруг «шоссейный локомотив», старый паровой дилижанс, снова затрубил в свой рожок. Он помчался по дорогам с неслыханной быстротой, оставляя далеко позади почтовых кляч.

Что же с ним случилось? Паровой дилижанс перестал быть паровым!

Механик Даймлер построил бензиновый мотор. Долой тяжелый паровой котел, не нужно больше топки и угольного ящика!

Далее...